Влияние
духовного пути на тонкий состав и ауру человека очень велико. В
эзотерических учениях принято делить человека на три основных уровня
(тело, душа и дух), а также на семь основных планов или тел -
физическое, эфирное, астральное, ментальное, высшее манасическое,
буддхическое и атмическое тело. Эти тела вложены друг в друга по
принципу матрешек, только каждое следующее оказывается не меньше, а
больше предыдущего.
Уровень духовного развития человека зависит от того, на каком этаже пребывает его сознание. Сознание грубого материалиста, находящегося в рабстве у низших инстинктов, находится на первом этаже, более утонченного материалиста, например, того, кто сделал культ из физического здоровья - на втором, человека страстей - на третьем, интеллектуала - на четвертом, а святого или посвященного, в зависимости от степени продвинутости - на пятом, шестом или седьмом уровне.
Чем богаче внутренние накопления, тем на более высоких этажах психики находится сознание.
Кто же в самом человеке идет по духовному пути? Как меняется при этом его глубинный состав тела и тонкие структуры?
Основное
движение в человеке осуществляет его сознание, которое с каждым шагом
по лестнице эволюции одновременно расширяется, углубляется и поднимается
вверх. Сознание представляет собой истинного путника. Оно - барометр,
показывающий, на какой ступени эволюции находится человек. Оно
расправляется и распрямляется, а нити, сдерживающие его, ослабляются и
рвутся. Человек внутренне растет и с этой высоты лучше видит себя, что
помогает ему более эффективно собой управлять. В результате человек
лучше сдерживает отрицательные эмоции, понимает свои противоречивые
желания и учится стимулировать волю на преодоление трудностей.
Сознание,
поднимающееся вверх, начинает охватывать все больше структур и тонких
тел человека. Оно пропитывает эти тонкие тела, которые, как правило,
находятся в разсогласованном и не скоординированном по отношению друг к
другу виде. Чем выше уровень сознания, тем большее количество тонких
структур оказывается под контролем человеческого духа. Рост сознания
приближает человека к духовному плану бытия.
На
собственном опыте могу утверждать: когда пробуждается дух, он начинает
излучать силу, присутствие которой чувствуешь всем своим существом.
Резко повышается искусство саморегуляции и умение управлять собой. То,
что раньше казалось невозможным, получается просто само собой, без
специальных усилий и энергетических затрат. Это касается и умения
управлять мыслями, и борьбы с отрицательными привычками, и власти над
страстями, и поведения в экстремальных ситуациях.
Эзотерические
учения утверждают, что на духовном пути в человеке рождается новый
синтез его тел, или структур. Ментальное тело, устремляющееся к
совершенству, носитель которого - атмическое тело, соединяется с высшим
ментальным телом, или Большим Манасом, и помещается в пространство
буддхическического тела (так на Востоке называют высшую, или духовную
душу). Е. И. Рерих писала об этой духовной алхимии, преобразующий весь
тонкий состав: "На пути ученик должен соединить четвертый, пятый и
седьмой принцип и поместить их в шестой".
Четвертый принцип в теософии
называется принципом устремления, пребывающем в ментальной сфере -
высшем этаже земной личности человека.
Пятый принцип - принцип высшего
самосознания, так называемый Божественный разум в человеке, или Большой
Манас.
Седьмой принцип эзотерические учения отождествляют с искрой
Божественного Огня, или присутствием Абсолюта в человеке.
Шестой принцип
- духовная душа, высшее проявление сердца, любви и мудрости. Соединяя в
глубине своего пробужденного сердца устремление к совершенству,
Божественную искру и Божественный разум, ученик становится просветленным
существом. У него открываются и проходят через процесс огненной
трансмутации все чакры. Результатом является новый сплав очищенной
человеческой и божественной природы и появление нового тела - тела
просветления, блаженства и космической реализации.
Низшая природа
человека на этой ступени эволюции также очищается и преображается.
Тяжелые психологический элементы сознания, грубые энергии, темные
страсти и грубоматериальные желания, хаотические мысли и негативные
накопления растворяются и заменяются очищенной тонкой материей, из
которой состоит новое тело человека.
Невозможно
двигаться к совершенству и подниматься по ступеням эзотерического пути,
не меняя свой духовно-психологический состав.
Процесс преображения
сложен и даже мучителен. Это и понятно: низшая природа человека должна
умереть, сгореть в очистительном огне устремления. После переплавки это
будет уже другая природа, в которой по-иному работают энергетические
центры. Если у нетренированного человека высшие центры спят, оставаясь
закрытыми и подстраивая свое вибрационно-энергетическое звучание под
тональность, излучаемую низшими чакрами, то у просветленного и
посвященного духовного мастера главная нота, которую он издает в тонком
мире, связана с включением высших центров. Их гармоничная музыка
становится камертоном, под который подстраиваются низшие центры. Победа
над собой, достигаемая на духовном пути, - это во многом победа над
хаотическим звучанием низших центров.
Ступени духовного пути относятся и к состоянию сознания человека, и к его духовно-психологическим качествам.
На
низших ступенях пути человек находится в состоянии духовного полусна,
от которого его периодически пробуждает новая эзотерическая информация и
энергия.
Сознание сужено и зациклено на сугубо материальных целях. По
мере усилий, связанных с желанием пробудиться, сознание становится более
ясным, бодрствующим и одухотворенным. Оно уже не столь привязано к телу
и способно все чаще подниматься в более высокие духовные области.
Человек познает себя, собственные глубинные мотивы, скрытые желания,
сильные и слабые стороны. Его сознание более адекватно отражает и
внешний мир, проникая сквозь его плотные покровы к тонким сферам.
Каждая
ступень вверх выражается во все более ясном, расширенном и бодрствующем
состоянии, наполненном энергией и светом.
В
процессе восхождения меняется сама личность. Если на первых этапах
положительные качества находятся в зачаточном состоянии - человек в
какой-то степени трудолюбив, пытается быть честным, в меру
альтруистичен, стремится быть уравновешенным, - то по мере восхождения
эти черты становятся все более выраженными и определенными.
Работая над
собой, ученик постепенно избавляется от лени, лживости, эгоизма,
неуравновешенности, которые оттягивали на себя психическую энергию и
препятствовали эволюции. Свои достоинства ученик сплавляет в новую
комбинацию, меняющую его характер. Дух из неотесанного алмаза
превращается в бриллиант, блистающий разными гранями.
Ключников С.Ю. "Путь к себе. Обретение духовной силы".
Комментариев нет:
Отправить комментарий